Социальный банкинг – новое направление банковских услуг в Европе, где банк это не просто беспощадный ростовщик (как в России), а социально значимое предприятие, действующее на благо и в интересах общества. Тренд активно развивается в Германии, Франции, появится ли он на территории нашей страны?
Что такое банк
Давайте для начала разберемся с тем, что из себя представляет любой современный банк. Первоначально под банком подразумевалось финансовое учреждение, где люди хранили свои ценности, причём не только в формате бумажных денег. Сегодня банки предлагают куда более широкий спектр услуг.
Банки это основа современного финансового рынка, они необходимы для бизнеса и экономики. Банковская система фактически консолидирует денежные средства вкладчиков и перераспределяет их между отдельными лицами и организациями, которые в свою очередь используют эти средства для производства различных экономических активов, что в целом способствует обогащению всего общества. В то же время вкладчики тоже остаются в плюсе, ведь они получают свои проценты.
Банки также являются фасилитаторами – они играют жизненно важную роль в оказании помощи правительству и крупным корпорациям в сборе средств путем выпуска облигаций и акций. Таким образом мы приходим к выводу, что банки незаменимы в жизни любой страны.
Социально-экологический банкинг
Как мы говорили ранее, банки фактически являются инвесторами, но современные банковские учреждения не очень избирательны в плане кредитования – они дают деньги любой организации, если та в состоянии их вернуть, независимо от сферы её деятельности. И вот тут как раз следует сказать о более требовательных банках, которые в мировом сообществе негласно называют “социально-экологическими”. Такие учреждения инвестируют средства клиентов только в социальные, экологические и культурные проекты. Клиенты банка фактически получают возможность определить цель, для которой будут использоваться их сберегательные депозиты, например, для модернизации энергоэффективности в регионе.
Подход, предлагаемый социально-экологическими банками, может показаться очень необычным и возможно даже несколько неразумным, но он был очень хорошо принят потребителями в ряде европейских стран. К примеру в Германии в этом сегменте работает четыре банка: EthikBank, GLS Bank, Triodos Bank и UmweltBank – и все они пользуются постоянным спросом и активно растут. Только в прошлом году объем их клиентов увеличился примерно на 16%, сумма депозитов составила более 8 миллиардов евро. Тот факт, что процентные ставки, предлагаемые этими банками, не превышают среднерыночных, никак не влияет на ситуацию. Очевидно есть что-то ещё помимо ставок, что привлекает клиентов.
Социальные банки предлагают высокий уровень прозрачности, и это нравится общественности. Например, если посмотреть на количество лайков у социально-экологических банков на Facebook, то можно увидеть, что этот показатель значительно выше общего среднего значения всех розничных банков, действующих в Германии.
Тенденция социального банкинга не является чисто немецким или европейским явлением. На международном рынке 25 устойчивых банков с совокупными суммами активов более 70 млрд. долларов США уже присоединились к этому направлению.
Аналитика
Как будет развиваться социальный банкинг во всём мире? Аналитики ожидают дальнейший рост. Очевидно, что существует необходимый рыночный потенциал, и, согласно исследованиям, около 16 миллионов человек высоко ценят предложения социальных и экологических банков. Тем не менее они еще не получили широкого распространения, но по мере того, как всё больше и больше сообщений об этом направлении появляется в СМИ, спрос увеличивается. Помимо всего прочего эти банки продолжают работать над расширением портфеля предлагаемых услуг, и всё больше розничных клиентов приходят к выводу, что это вполне жизнеспособный вариант.
В конечном итоге эта тенденция также сказывается на банках, которые привыкли придерживаться «обычного» подхода, поскольку в долгосрочной перспективе они рискуют потерять клиентов, ориентированных на устойчивое развитие, а они зачастую довольно богаты.
Понравилось – расскажи друзьям!